ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11» города Чебоксары Чувашской Республики
428008, Чувашская Республика, г. Чебоксары, улица Гайдара, д.3
+7 8352 50 94 27
cheb-school11@rchuv.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11» города Чебоксары Чувашской Республики
МЕНЮ

Стена баннеров

Госуслуги

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
20
октября
2025

Трудовое воспитание как один из методов обучения в начальной школе

 

Аннотация. В статье раскрыто понятие «трудолюбие». Рассмотрены некоторые аспекты воспитания трудолюбия у учащихся начальных классов.

 

Ключевые слова: воспитание, трудолюбие, учащиеся, начальные классы.

 

Применяя основные аспекты обучения и воспитания, современное образование должно строить свою работу на сочетании обучения учащихся начальных классов с трудовым воспитанием. Это значит, что важнейшим требованием к школе является ориентация образования не только на усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, но и на развитие личности школьника, на формирование у него познавательных и творческих способностей, а также передачу ученикам трудовых умений и навыков, практического мышления, трудового сознания и активности, необходимых для социализации и адаптации в обществе.

Труд всегда был и остается одним из главных факторов жизнедеятельности людей, источником материальных и духовных богатств общества.

На основании того, как личность относится к труду, можно судить о других ее качествах. Отношение человека к труду определяется многими показателями: активностью, добросовестностью, старанием. Эти признаки могут быть объединены одним определяющим словом – трудолюбие.

О важности и целесообразности трудового воспитания на ступени начального образования упоминается в Примерной основной образовательной программе, в Федеральных государственных образовательных стандартах и в Программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, где одним из основных направлений и ценностных основ духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является воспитание положительного отношения к труду и творчеству, а именно – это уважение к труду, человеку труда; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие, работа в коллективе, ответственное отношение к труду и творчеству, активная жизненная позиция, самореализация в профессии [ФГОС НОО 2010].

Фундаментом трудового воспитания у обучающихся начальных классов является эффективное взаимодействие гражданского и нравственного воспитания, творческой активности и продуктивности учебной деятельности. Для положительного результата данной работы необходимо привлекать учеников к труду, пробудить у них любознательность, познавательный интерес, трудолюбие. Вместе с тем, у обучающихся развивается чувства долга и ответственности, активизирующие трудовое сознание.

Проблема воспитания трудолюбия нашла свое отражение и в трудах ученых, психологов, педагогов, таких как Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский.

Так, что же значит слово «трудолюбие»? Обратимся к трактовкам ученых для изучения данного понятия.

По мнению психолога С. Ю. Головина, трудолюбие – черта характера, состоящая в положительном отношении к процессу трудовой деятельности. Проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда [Головин 2001].

Доктор педагогических наук Чернецов П. И. считает, что трудолюбие – нравственная черта личности, характеризующая не только отношение человека к труду, но и его нравственный облик. Трудолюбие служит базой для выявления упорства человека в достижении поставленной цели, силы воли, инициативы и других факторов [Чернецов 2001].

В Национальной Педагогической Энциклопедии понятие «трудолюбие» толкуется таким образом: трудолюбие – черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к трудовой деятельности. Проявляется в адекватности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда. Трудолюбие предполагает отношение к труду как к основному смыслу жизни, потребность и привычку трудиться. Для воспитания трудолюбия необходимо, чтобы человек видел и понимал смысл и результаты своего труда [Интернет-словарь «Национальная Педагогическая Энциклопедия»].

Как отмечал А. С. Макаренко, трудовое воспитание – это воспитание не только хорошего гражданина в будущем, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния [Макаренко 1985, 1988].

Педагог – психолог П. П. Блонский утверждал, что ребенок в трудовом воспитании должен планомерно и организованно упражняться в целесообразной деятельности, в которой создаются предметы полезные для человечества, обладающие потребительской ценностью [Блонский 1979].

Доктор филологических наук, профессор Вербицкая, Людмила Алексеевна считает, что умение трудиться – неотъемлемая характеристика зрелости человека, и участие ученика в трудовой деятельности должно стать для него признанием его взрослости, равнозначности и равноправности взрослому, свидетельствовать о его новой социальной позиции, о реальной значимости его поступков для окружающих людей.

Я. А. Коменский уделял большое внимание среде, наследственности, и воспитанию, поэтому он считал, что одним из главных принципов воспитания человечности является воспитание трудолюбия. Учащихся надо учить, тому, что следует выполнять на деле, «чтобы ковать они научились ковкой». В труде формируются и активность, и трудолюбие. Только трудолюбивый человек может стать образованным человеком, считает Я. А. Коменский. Трудолюбие, по мнению Каменского, можно воспитать не только трудовой деятельностью, но и разумно организованным учением. Ян Амос также указывал на то, что огромный вклад в воспитании трудолюбия учащихся начальных классов принадлежит учителю, так как он своей деятельностью должен быть образцом и примером для учащихся и показывать правильную модель поведения.

Таким образом, рассмотрев определения, которые дали ученые в своих трудах, мы пришли к выводу, что трудолюбие – это черта характера человека, заключающаяся в положительном отношении к трудовой деятельности, которая должна воспитывать добросовестного гражданина.

Но так ли это происходит в школе?

На начальном этапе школьного обучения трудолюбие у учеников развивается и укрепляется напрямую в учебной деятельности, представляющей собой большие трудности для обучающихся, которые нужно преодолевать. Это такие трудности, как адаптация в школьной жизни, трудности обучения чтению, счету, письму, преодолевая которые у ребенка воспитывается трудолюбие и упорство в достижении цели. В развитии этих качеств у учеников большую роль играет система поощрения за успехи, которая ориентирована на достижения тех целей, которые ребенок достиг, приложив усилия и непосредственно веря в свои успехи.

Немаловажно научить ребенка организованной трудовой деятельности, которая воспитывает при этом умение, навыки и трудовую дисциплину, добросовестное отношение к трудовой деятельности, упорство, а также ответственность за результаты труда. Задача педагога на этом этапе – помочь своим воспитанникам привить данные навыки, поскольку труд в процессе воспитания является ведущим фактором развития личности ребенка. Не нужно забывать также, что одобрение взрослых особенно важно для ребенка, чтобы выработать у него правильную нравственную и эстетическую оценку своих достижений после выполнения трудового задания и стимулировать на добросовестное отношение к труду.

Однако участие в труде как таковое еще не является гарантией положительного воспитательного результата. На это указывал К.Д. Ушинский, когда раскрывал сущность психологического закона о равновесии наслаждения и труда. Кроме того, функция воспитания, по убеждению просветителя, заключается в развитии в ребенке привычки трудиться.

В психологии экстрагируют такие виды трудовой деятельности, как интеллектуальный труд (обучение, проектная деятельность), самообслуживающий труд (поддержание чистоты на рабочем столе, опрятный и ухоженный внешний вид), общественно-полезный труд (дежурство, поддержание чистоты в школе и на ее территории) и др. Благодаря таким видам деятельности у учеников формируется опыт общественного поведения, сознание личности, а также происходит стимулирование поведения и деятельности. Так же в эту категорию можно включить такое направление трудового воспитания как профпросвещение, где обучающиеся получают первичные сведения о профессиях и профессиональных интересах людей. Такая трудовая деятельность формирует у ребенка уважительное отношение к труду окружающих людей и его результатам, также понимание того, что всякий труд уважаем и ценен в обществе. Весьма важно при этом не забывать про практический показ и обучение учеников способам и приемам работы, соблюдение правил техники безопасности и оказание помощи обучающимся в освоении навыков труда.

Не секрет, что трудовое обучение учеников должно быть педагогически правильно организовано, иначе эффекта и результата от обучения получить невозможно. Для этого необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и применять различные формы и методы к каждой ступени обучения, подходящие к возрастной категории учеников.

Направленность человека на определенный труд или профессию реализуется лишь в ходе его собственного развития, поэтому профессиональные намерения, соответствующие интересам и склонностям личности, необходимо формировать, начиная с первого класса.

В процессе трудового воспитания учащихся начальных классов выделяют три группы методов воспитания:

  • методы формирования сознания личности (методы убеждения);
  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
  • методы стимулирования поведения и деятельности (поощрение, порицание, соревнование).

Учащиеся начальных классов должны осознать, что все окружающие их материальные и духовные ценности созданы трудом людей, затративших на это огромные усилия, и призваны служить на благо людям, так как именно в процессе труда развиваются способности, умения и навыки (работы, общения, сотрудничества), формируются новые виды мышления, улучшается адаптация ученика в коллективе и обществе в целом.

Так, для обучающихся первых классов наиболее эффективными и значимыми являются сюжетно-ролевые игры, в которых дети имеют возможность в игровой форме воспроизводить элементы трудового процесса взрослых и получают познавательную информацию. Это такие игры, где дети могут почувствовать себя в разных трудовых ролях: продавца, врача, учителя, строителя, машиниста и др. Так же данные игры можно использовать не только в работе с детьми первого класса, но и во всех начальных классах.

Для второклассников же будут полезны игры, развивающие творческие стороны ребенка, например, рисование и технология. Эти занятия благоприятно влияют на ребенка, помогают выработке усердия и старания.

В третьем классе ученики становятся более подвижными, так как у них начинает формироваться мышечная система. Подвижные игры для детей данного возраста более уместны и их нужно проводить на переменах, чтобы дети могли отдохнуть и удовлетворить свою потребность в двигательной активности после занятий.

Для учеников 4 классов, в силу их возраста и уже начинающегося осознанного отношения к действительности, важно привлечение в кружки технического характера, где происходит формирование познавательных интересов, а также проведение экскурсий, профориентационного характера для ознакомления учеников с трудом взрослых на предприятиях. Во время этого мероприятия ученики имеют возможность познакомиться с технологиями той или иной продукции, с предметами трудовой деятельности, и, если это возможно, непосредственно принять участие в той или иной деятельности. Такие формы внеклассных мероприятий нужны и важны для того, чтобы ученик мог наглядно увидеть и почувствовать на себе труд взрослых, тем самым у учеников формируется мотивация к труду, положительное и уважительное отношение к трудовой деятельности.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания учащихся. Несмотря на кажущуюся простоту, все методы требуют высокой педагогической квалификации. Применяются они системно, в комплексе с другими методами. Целенаправленное трудовое воспитание и формирование трудолюбия у учащихся начальных классов происходит в ходе школьного обучения, в процессе трудовой деятельности и учебно-познавательного труда.

  

Литература

  1. Блонский П. П. Из­бран­ные пе­да­го­ги­че­ские и пси­хо­ло­ги­че­ские со­чи­не­ния. Москва: Пе­да­го­ги­ка, 1979. 399 с.
  2. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1997, 2001, 1998. 799 с.
  3. Интернет-словарь «Национальная Педагогическая Энциклопедия». Режим доступа : URL: https://didacts.ru/termin/trudolyubie.html.
  4. Макаренко А. С. Педагогические сочинения. Москва: Педагогика, 1985, 368 с.
  5. Макаренко А. С. О воспитании. Москва: Политиздат, 1988. 256 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /     М-во образования и науки Рос. Федерации. Москва: Просвещение, 2010. 31 с.
  7. Чернецов П. И. Трудолюбие как социально-педагогическая проблема. Методологические основы его воспитания //      Вестник Челяб. ун-та, 2001. С. 13-31.

  

Автор:

Филиппова Наталия Леонидовна – учитель начальных классов МБОУ «СОШ №11» г. Чебоксары, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

26
мая
2025

а) о созданных специальных условиях отдыха и оздоровления детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

б) о созданных специальных условиях охраны здоровья детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в том числе условиях питания;

в) об условиях для хранения лекарственных препаратов для медицинского применения и специализированных продуктов лечебного питания;

г) о специально оборудованных помещениях и объектах, приспособленных для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в том числе спортивных объектах;

д) о материально-технических средствах обучения и воспитания, соответствующих возможностям и потребностям детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

е) об условиях беспрепятственного доступа к водным объектам (при наличии);ж) об организации сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов, нуждающихся в таком сопровождении, ассистентом (помощником) по оказанию технической помощи, в том числе передвижения с помощью ассистента (помощника) по оказанию технической помощи;з) о возможности самостоятельного передвижения детей с ОВЗ и детей-инвалидов по территории Организации отдыха, включая вход в размещенные на территории объекты и выход из них;

и) о возможности посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом на объекты и выходом из них, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью ассистента (помощника) по оказанию технической помощи;

к) о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами;

л) о размещении оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа детей с ОВЗ и детей-инвалидов к объектам и услугам, исходя из ограничений их жизнедеятельности;

м) о дублировании необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также о наличии надписей, знаков и иной текстовой и графической информации, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля;

н) о допуске и условиях перемещения (нахождения) на объектах Организации отдыха собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения

26
мая
2025

 а) учредительные документы Организации отдыха;

б) правила нахождения на территории Организации отдыха

в) программа воспитательной работы и календарный план воспитательной работы Организации отдыха

г) программа развития Организации отдыха (при наличии).

 Послание Президента Федеральному Собраниюpersdeti

snimok bg40w3yx

Горячие питание копия

nk5XRq7OhosALQfReeX6DvyeaemiH4Rc

photo 2023 10 19 09 13 13

банер аккред монитор

 ds2

 

persdeti

 

 

© 2025. Все права защищены.